Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта

Фитофтора на томатах

Люди караул!!! Обнаружила на нескольких кустиках томатах фитофтору. Как с ней сейчас бороться? В жизни ни разу не было, хоть плачь!!!
Рейтинг:  +27
nkondorova
7 августа 2015 года 76 2234 12 ответов
lubov rom 7 августа 2015 года
Я уже писала в Асиенду о такой же беде со своими помидорами. У меня фитофтора за раз " сожрала" почти все. Я хочу Вас предостеречь от паники , которая может еще более огорчить. Я так запаниковала, что без разбора хваталась за любые советы. Вычитала на одноклассниках совет по обработке солью( 1кг на 10л). На следующий день большая часть помидор (кустов) просто почернела и через сутки засохли. Вот так разом процесс был остановлен. Те кусты, которые не обрабатывались солью худо- бедно держатся. Внимательно обдумывайте все советы! Действительно, современные препараты как- то серьезнее. Хотя фитофтора очень страшная штука....


Ответы:

leo-2015
7 августа 2015 года  #
+18   Понравилось
это решение
Мы уже столько раз говорили о фитофторе, а она никуда не девается. Много шаманства в органическом земледелии. И промолчал бы, но может быть найдется кто-нибудь кто сможет объяснить как действует запах йода или пары или еще что-нибудь на спору падающую на лист томата?. Если на листе сыворотка молочная, то она может помещать споре прорасти в лист. Если спора упала вчера на влажный лист, а сегодня вы обработаете сывороткой, йодом, бордосской жидкостью, ХОМом все бесполезно. Мицелий уже спрятался в лист. Все это только может замедлить его развитие и образование новых спор. Абсолютно точно сказала Грэнни - нам не нужен точный диагноз и незачем знать буквы перед окончанием -оз. Все лечится одинаково и точный диагноз поставит только бактериологическая лаборатория или опытный овощевод при наличии совокупности признаков на листьях, побегах, плодах. До цветения томаты желательно обработать одним из контактно-системных фунгицидов (фундазол, топсин, хорус, квадрис, максим, топаз и т. п.). Затем каждые две недели бордоской жидкостью или ее заменителями. После массового появления плодов фитоспорин, сыворотка молочная, йод. Все время нужно повышать иммунитет растений внекорневыми подкормками со стимуляторами роста. Стараться при поливе не допускать попадания воды на листья. У нас нет возможности соблюдать севооборот, а сдвиг помидоров в сторону на 5 метров и через год возврат на то же место помогает мало. Этот год везде оказался благоприятным для развития болезней на томатах, винограде и прочих культурах. Он не последний. Захоти овощей и фруктов изучим защиту растений. Правильное и своевременное применение препаратов снижает их вред для нас или исключает вовсе.
Грэнни 7 августа 2015 года
Я бы ваш комментарий распечатала крупными буквами и повесила в золотой рамке на каждой даче!
leo-2015 (автор ответа) 7 августа 2015 года
Не надо в золотой. Примелькается как предмет интерьера и читать перестанут. :)
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
Все это хорошо и замечательно, но...! За 15 лет овощеводства и садоводства это первый случай фитофторы в моем саду. Если бы знать где упасть, то соломку (т.е. профилактические опрыскивания) я бы конечно постелила. Теперь то что делать в данный момент? Хочется как то конкретного ответа
leo-2015 (автор ответа) 7 августа 2015 года
В принципе вам дали правильные советы - удалить пораженные листья, они все равно уже бесполезны. Плоды которые можно использовать снять и провести тепловую обработку в воде 50-55 градусов. Сам не делал читал у Грэнни. Провести обработку бордоской жидкостью. Такую обработку нужно проводить тщательно, стараясь чтобы все растение было покрыто раствором. Раз в неделю проводить обработку фитоспорином. К фитоспорину для усиления устойчивости растения добавить готовую смесь макро и микроэлементов в хелатной форме - плантофол, мастер фолио, плантатор. Есть разные названия и производители. Пакетик берите для налива и развития плодов. Неплохо добавить гуммат натрия. Все это очень замедлит развитие болезни. И будьте готовы, раз появилась эта дрянь то будет и дальше. Удачи!
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
Спасибо, вечером пойдем на штурм этой заразы! На следующий год можно и место поменять(благо земли много) и вдруг случится чудо и лето будет жарким и не сильно мокрым! Еще раз спасибо за советы!!!
Lubov_Lp 7 августа 2015 года
Полностью согласна. И начинать надо бороться с фитофторой с весны, а заодно и прочими болячками препаратами для растений.
smver 10 августа 2015 года
Не запах йода, а испарения. Для того чтобы опровергнуть надо попробовать. Не зря говорят:век живи, век учись!
nkondorova (автор вопроса) 10 августа 2015 года
На всякий случай в теплице поставила!
leo-2015 (автор ответа) 10 августа 2015 года
Для того, чтобы достоверно убедиться нужно иметь несколько теплиц и при прочих равных повесить в одной теплице шарики с йодом, в другой работать химпрепаратами, в третьей ничего не делать. А просто в одной йод повесить, так не было же 15 лет фитофторы может ее и без йода не было бы. Поэтому такая проба меня не убедит.
nkondorova (автор вопроса) 11 августа 2015 года
А у меня в теплице и нет (тьфу-тьфу чтоб не сглазить!). Только на улице.
leo-2015 (автор ответа) 11 августа 2015 года
Ну и слава богу. У нас на улице фитофтора есть всегда. При регулярной обработке проявляется поздно, осенью, а в такой год как этот в начале июля с дождями пришла. Следите теперь за своими помидорами в следующем году, не давайте разгуляться фитофторе.
nkondorova (автор вопроса) 11 августа 2015 года
Самое обидное что у нас и на улице никогда не было, но все видимо когда-то начинается! Придется на следующий год быть бдительными и во всеоружии!
leo-2015 (автор ответа) 11 августа 2015 года
Победы вам!
nkondorova (автор вопроса) 11 августа 2015 года
спасибо!
Нестеренко 46 14 ноября 2016 года
Леонид не знаю как йод действует на фитофтору(грибок),а при обработке йодом кожи вокруг ранки йод притягивает красные кровяные тельца т.к. гемоглобин имеет частично положительный заряд,а соединения йода как правило отрицательный.
Борисы4 6 декабря 2016 года
Тоже не понимаю как пары йода могут уничтожить или хотя бы нанести какой-то вред спорам фитофторы? Наверное, йод как микроэлемент просто попадает в растение и в какой-то степени повышает его иммунитет и сопротивляемость всем болезням.
leo-2015 (автор ответа) 6 декабря 2016 года
При опрыскивании согласен, но в действии паров из открытого пузырька очень сильно сомневаюсь.
Нестеренко 46 29 ноября 2017 года
чтоб создать пары йода вокруг растений нужно рассыпать кристалическй йод,но это полный бред
Анна2_Анна 4 июня 2018 года
Леонид, скажите, ХОМ равнозначен бордосской? И еще: гуматом натрия три раза обрабатывала. Сколько можно за сезон?
leo-2015 (автор ответа) 4 июня 2018 года
Хлорокись меди называется заменитель бордоской жидкости. Заменители обычно хуже. Но ХОМ хорош простотой применения и если добавить прилипатель к раствору, то можно сказать - равнозначны. Гумат я применяю каждый раз когда опрыскиваю. Сейчас стал постоянно применять Фитоспорин. Он на гумате калия и вполне годится и как стимулятор и как легкий фунгицид. До этого при каждой обработке и поливе лейкой был гумат натрия. На мой взгляд лишним не бывает, хоть и 10 раз.
Анна2_Анна 5 июня 2018 года
Спасибо. Никак не могу выстроить четкую систему обработки помидор, поэтому пристаю с вопросами. Вот с виноградом все получается: у Курдюмова переняла обработку трижды. Хочу подобную для помидор (уже появились проблемы). Вчера обработала бордосской. Есть гумат калия 7+. Нужно им сразу обработать или через время. Применяла Сияние в сочетании с Экоберином и Здоровым садом, чередуя с Гуматом натрия. И еще: можно смешивать фунгициды и инсектициды, жара начинается, скоро атакует паутинный клещ. Простите за сумбурность, но так хочется, чтобы выросли нормальные помидоры!!!!
leo-2015 (автор ответа) 6 июня 2018 года
https://www.asienda.ru/post/43767/ Здесь вроде есть ответов немного
Анна2_Анна 6 июня 2018 года
Пошла изучать!
natalija vyatkina
10 августа 2015 года  #
+4   Понравилось
Для того, чтобы в конце лета не быть разочарованными в урожае, начинать необходимо прфилактику с весны. Но почему многие считают, что системные фунгициды так без вредны? Что не совет, то фундазол, хом, борд. смесь и т. д. Люди! Вам не думаете о своем здоровье! Соли меди остаются в земле, попадая дальше в наши овощи или уходят в нижние пласты, а дальше в водяные подземные источники, реки озера, океан! Это не шутка юмора! Почему
e-slavina 5 августа 2016 года
Вот это точно, а медный купорос вообще яд!!
Нестеренко 46 14 ноября 2016 года
ПДК меди для почвы составляет 3 мг/кг почвы. Чередуйте применение фунгицидов на вашем участке и вы избежите многих проблем.А если есть опасность,сделайте анализ почвы на содержание Сu.А то,что сейчас содержится в гидросфере в ответе наша промышленность и ваши мг не изменят картину.Хотя призыв правильный.
Adil-1731
7 августа 2015 года  #
+1   Понравилось
В таком случае, нужно оборвать все больные листья и кусты обработать бордосской смесью.
(я так делала) Все бурые помидоры снять. Как обрабатывать зараженные помидоры, есть очень хороший совет.https://www.asienda.ru/answers/kak-spravitsya-s-fitoftoroj-na-zelenyh-pomidorah/
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
А бордосская жидкость как сейчас при помидорах?
Грэнни 7 августа 2015 года
Побуревшие плоды надо снять, им уже ничего не грозит, а зелёные, когда поспеют, достаточно будет их хорошо помыть. Только надо обрабатывать контактными препаратами, которые внутрь плода не проникают, например, Хом. Правда и эффективность их меньше. Системными препаратами, проникающими внутрь растения надо обрабатывать для профилактики значительно раньше.
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
Надо попробовать, спасибо за совет!
Пташка
7 августа 2015 года  #
+1   Понравилось
Я тоже недавно с тревогой задавала тот же вопрос, все комментарии читать не стала, но с нетерпением хочу поделиться, что у меня стало с томатами когда я обнаружила начало фитофторы. Я все листочки обрезала оставила одни томатики и на верхушках немного соцветий с листочками. Сейчас дождей нет, погода жаркая, я уже томаты не поливаю. Помидор стал краснеть естественным путём, вкус восстановился. Я очень рада, что не оборвала томаты, хотя стволы немного потемневшие, но это осталось в той же поре.
Людмила Александров 11 августа 2015 года
А как же их не поливать, ведь не будут наливаться маленькие Помидорки наверху? Их еще много. Или я не права???
nkondorova (автор вопроса) 11 августа 2015 года
Я тоже так сделала, но жары особой нет и ночью холодно, так что фокус не удался-выкидываю каждый день!
klarakarimova
4 сентября 2015 года  #
0   Понравилось
Слышала, что внизу у основания пропускают медной проволокой от фитофторы, но наверное это нужно делать заранее, а чем черт не шутит' когда бог спит, попробуйте может поможет и сейчас.
Елена Анатолий
7 августа 2015 года  #
0   Понравилось
А это точно она??
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
Так вживую ее не видела(бог все эти годы миловал), то интернет пришел на помощь. Это к сожалению она!
Елена Анатолий (автор ответа) 7 августа 2015 года
очень часто тут на сайте встречаю - любые пятна на ботве и плодах объявляют фитофторой и начинают поливать медью....ну,уж если вы так уверены....с больных кустов плоды я бы сняла, кусты сожгла....на прочих кустах оборывала бы желтеющие листья, снимала начинающие спеть плоды и поливала бы фитоспорином каждые 5-7 дней - это оттянуло бы развитие болезни,если это всё таки она, и дало возможность налиться оставшимся плодам
Грэнни 7 августа 2015 года
Любые пятна на растении, конечно, не все являются фитофторой, это может быть кладоспориоз, септориоз, альтернариоз и другие. Все они приносят значительный вред урожаю, и совсем не обязательно ставить точный диагноз, потому что лечатся они все одинаково-препаратами, содержащими медь. Это не обязательно бордосская смесь, есть более современные медьсодержащие препараты.
Елена Анатолий (автор ответа) 7 августа 2015 года
Грэнни, абсолютно с Вами согласна....но если заболевания проявляются в начале августа, то по нашему то климату, главное пару недель продержаться , а потом и так всё нужно убрать.....кстати, и вершинную гниль тоже принимают за фиту, а медь тут не поможет
Грэнни 7 августа 2015 года
Речь шла о пятнах на листьях и стеблях, а не о плодах. Продержаться две недели? А как? Без обработки за две недели вообще ничего не останется, фитофтора как пожар, чуть проследил-и всё коту под хвост.
Елена Анатолий (автор ответа) 7 августа 2015 года
выше я написала, как бы я держалась...
smver
7 августа 2015 года  #
0   Понравилось
А у ВАс где, теплица или открытый грунт? Если теплица, томаты (плоды), обработайте фитоспорином и попробуйте, подвесить ватные шарики, пропитанные йодом.. Я так в прошлом году спасла сорт "Хурма", а про йод я читала в журнальчике "Любимой дача"
nkondorova (автор вопроса) 7 августа 2015 года
По йод я тоже прочитала, но у меня в открытом грунте.
smver (автор ответа) 7 августа 2015 года
Мне, кажется, что тогда надо оборвать плоды и на дозревание отправить, фитоспорином обработать для подстраховки.
милочка моя 4 сентября 2015 года
А лучше не ватные шарики, а открытый флакон с йодом
Carmen
18 сентября 2015 года  #
0   Понравилось
Искать сорта устойчивые к фитофторе и не заливать по возможности лишнего. У меня тоже один год все кустики за неделю почернели и сдохли. На следующий год посадила Каротинку, да и год был посуше
Александр Уткин
19 июня 2016 года  #
0   Понравилось
Профилактика фитофторы на помидорах будет очень эффективной, если делать прокалывания медной проволокой. Для этого необходимо насквозь проткнуть стволы помидоров возле самой земли или просто к каждому кусту привязать кусок медной проволоки, здесь кому как больше нравится. Медь подавляет развитие грибка. Источник: "Борьба с фитофторой на помидорах" http://ogorodko.ru/borba-s-fitoftoroj-na-pomidorax.html
Нестеренко 46 27 ноября 2016 года
Саша! Нужно перевести Си 0 в Си +1 или +2 .Проволокой вы просто травмируйте растение.По бойтесь бога давать такие советы.Ну надо немножко думать.
Борисы4 6 декабря 2016 года
Сергей, что это значит: "Нужно перевести Си 0 в Си +1 или +2" и как сделать?
Марина Арти
31 августа 2016 года  #
0   Понравилось
У меня до этого года тоже никогда не было фитофторы, хотя никогда ничем не обрабатывала. В прошлом году урожай был отменный, и на нынешний год прошлогодних закруток хватит. В этом году фитофторой не были поражены только ранние сорта, из поздних самыми стойкими оказались малышки черри. На будущее усвоила, что с фитофторой бороться нужно сразу после посадки и регулярно, иначе можно за один день потерять весь урожай.
dian 58
8 февраля 2018 года  #
0   Понравилось
Я научена горьким опытом. Многие пишут про 15-ый год, у многих он был неудачным. Я уверена, что был вылет какой-то мошки, после чего, как некоторые пишут, кусты почернели за один день. Фитофтора за один день не убивает. Теперь мои грядки укрыты всегда укрывным материалом, сороковкой. Торцы оставляю открытыми, если жарко. Дождь практически не попадает на томаты, скатывается по поверхности укрывного материала на дорожки. Внутри всегда сухо. Выращиваю все по методу Митлайдера, узкие грядки с бровками шириной 45 см и широкие, до 90 см, дорожки. Сорта томатов все высокорослые, колья 2.5 м высотой, дуги тоже высокие. Поливаю редко, практически никогда. Где-то давно вычитала, что если у помидоры стресс, она выбрасывает больше плодов, как бы инстинкт на размножение из-за угрозы гибели. Вероятно, это так и есть. Удобряю "Фертикой" раз в 10 дней, разбрасываю удобрение и проливаю. На этом весь полив заканчивается. Я всегда с урожаем, фитофторы никакой. Снятые плоды начинают портиться в ноябре, мало. Лежат на лоджии до середины декабря, правда становятся невкусными. усыхают, но не гниют. И еще, выбирайте сорта, устойчивые к болезням, профессиональные семена. Крупные сорта практически не лежат, или съедаются, или идут на переработку, с черри та же картина. Не знаю, стоило ли писать, тема открыта давно.
Dennych
16 августа 2015 года  #
0   Понравилось
Как это у вас не было? если ни чем не поливать по любому будет
nkondorova (автор вопроса) 17 августа 2015 года
А представляете и не было никогда!

Похожие вопросы:

Что с капустой?   7 ответов  есть решение

Смотрите также:

Фитофтора? ( ( (
Дорогие девочки! Живу в Подмосковье, дожди и холод доканали. И, думаю, не только меня. Посмотрите, пожалуйста, это та самая фитофтора, о которой много читала? Я первый год огородничаю, не сталкивалась с такой бякой. Открытый грунт. Фото в комментариях. Собралась обработать томаты Профит Голд. Дней 10 назад разложила под кусты глиокладин, через неск. Дней опрыскала Гамаир+Алирин... Читать далее»

Фитофтора: как предотвратить и чем лечить
Фитофтороз – коварная и опасная болезнь, которая поражает как листья, так и плоды растений. Особенно рискованный период для огородных и садовых культур – это конец мая – начало июня и август – сентябрь. В это время происходят резкая смена дневной и ночной температуры, а также, что очень по нраву грибным инфекциям, – наблюдается повышенная влажность из-за утренних туманов и частых дождей. Что же предпринимать, чтобы оградить свои грядки от заражения и не потерять урожай?

Картофель: как уберечь урожай от фитофторы
Радость от сбора первого урожая молодого картофеля может быть омрачена тем, что на грядках будет обнаружена одна из опасных для хранения урожая болезней. А такое губительное для клубней заболевание как фитофтороз может быть принесено на грядки даже во время уборки картофеля. Если его присутствие на ботве очевидно, то клубни заявят о поражении только через 15-20 дней. Когда зараженные экземпляры попадают в хранилище – тут хорошего не жди. Твердые бурые пятна в короткий срок покроют весь заложенный на хранение картофель, и останется только выбросить его, потому что гниль проникает глубоко в клубень. Можно ли избавить картофель от такой участи?

Фитофтора на помидорах. Средства борьбы с ней
Одним из самых часто встречающихся заболеваний на фруктовых и овощных культурах является фитофтора, или как ее еще называют фитофтороз. Особенно распространено поражение данным дефектом на плодах томатов и картофеля.

Триходерма на перлите. Борьба с фитофторой, фузариозом и не только...
Ну вот, наконец-то дошли руки до триходермы! В прошлом году в теплице очень рано начали вянуть огурцы. Засыхают, хотя куст ещё молодой и только-только готовится отдать урожай. Заподозрила я фузариоз. И фитофтора в августе на помидорах Значит необходимо заняться оздоровлением почвы. И начинать нужно рано, прямо в начале сезона... Читать далее»


Ваш ответ:

Если вы хотите добавить комментарий к вопросу или уточнить у его автора подробности - не используйте эту форму, а нажимайте "Уточнить/обсудить вопрос" под текстом вопроса!
Здесь вы можете задавать вопросы,
и получать ответы от сообщества,
а также делиться своим опытом.

Вопросы по темам:
Рейтинг экспертов
 
1. Татьяна Векленко +124461
 
2. kunuschka67 +73975
 
3. leo-2015 +56191
 
4. Грэнни +22790
 
5. Барон Х +22390
 
6. Fuchsia +19135
 
7. Luba Davies +13598
 
8. Lubov_Lp +11464
 
9. Oleveg +9830
 
10. Adil-1731 +9547
Рейтинг за неделю
 
1. Татьяна Векленко +115
 
2. Барон Х +55
 
3. Fuchsia +35
 
4. kunuschka67 +30
 
5. Alavina_L +20
 
6. KurskFazenda +16
 
7. Агафия +11
 
8. Ольга Бочкарева52 +10
 
9. ahillyes +7
 
10. Надежда Антошкина +6