Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта

Детерминантный томат или индетерминантный?

Никто не задавался вопросом, какие томаты лучше выращивать: детерминантные (низкорослые) или индетерминантные (высокие)? С одной стороны мне удобнее в уходе показались низкорослые, но не упадет ли урожайность квадратного метра земли? Ведь кажется, что на низкорослых плодов меньше... Рассудите, товарищи)))
P.S. Нахожусь я в Киевской области, климат - умеренно континентальный)))
Рейтинг:  +90
Hexevonwald
26 июня 2014 года 189 10398 22 ответа
Людмила Александров 28 ноября 2014 года
Спасибо за этот пост! Спасибо всем, кто выкладывает свои фотки. Списала себе новые сорта томатов для нашего климата!


Ответы:

klashka007
27 июня 2014 года  #
+18   Понравилось
это решение
Всегда сажаю только высокорослые. Они продолжают завязь вплоть до заморозков, урожайность выше. Могу посоветовать сорт - "Чио-чио-сан"
Hexevonwald (автор вопроса) 27 июня 2014 года
Ухты, знакомый сорт, но еще не садили такой! Супер)))
Любовь Абрамова 31 января 2016 года
Отличный сорт! http://www.asienda.ru/post/28045/ У нас в тепличке , а у вас в грунте----Супер!!!
Дачница с опытом
26 июня 2014 года  #
+10   Понравилось
это решение
И я сажаю и те и другие. Низкорослые обычно к сентябрю, а то и к августу уже стоят голенькие. А высокорослые в основном позднеспелые и плодоносят до ноября ( если раньше не ударят заморозки). Выращиваю я в открытом грунте. Детерминантные у меня ранние или средне-ранние, а индетерминантные-поздние или средне-поздние.
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
Ну тогда не морочу голову и так и продолжаю и те, и те садить)))
Vetroff 23 августа 2015 года
Урожайность и сроки созревания и у детов, и у индетов в зависимости от сорта и гибрида разные.
Татьяна Векленко
26 июня 2014 года  #
+9   Понравилось
это решение
Я выращиваю высокорослые кусты. Исхожу из соображений: места занимают столько же, уход такой же, а урожай больше. Юг России, посадки в открытом грунте.
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
А как подвязываете?
Татьяна Векленко (автор ответа) 26 июня 2014 года
На таркалы (длинные палки).
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
Ага, мы тоже) а почему таркалы?)))
Грэнни 29 июля 2015 года
Высокорослые или индетерминантные?
Татьяна Векленко (автор ответа) 29 июля 2015 года
Я сажаю индетерминантный сорт Рио Гранде.
tat9na_k 27 марта 2016 года
Согласна полностью! Слава богу есть единомышленница! Сажаю почти все индеты, живу в Поволжье, теплицы нет. Люблю индеты, т.к. если лето теплое, то они у меня плодоносят весь сентябрь, если холодное и дождливое всегда можно прищипнуть верхушку
galin-2016 20 июля 2016 года
Полностью солидарна с Вами, и вкус у высокорослых сортов отменный. Не понимаю, зачем садить 300 кустов, если можно 40-50?
Борисы4 15 сентября 2016 года
Низкорослые, детерминантные томаты, как правило, более ранние. Пока высокорослые растут, на маленьких уже созревают томаты. Поэтому надо бы сажать и те и другие.
Anneta57
25 июля 2014 года  #
+22   Понравилось
У меня под помидоры в открытом грунте отведено совсем мало места, поэтому сажаю только индетермы. Ряды - двухстрочные, между кустами в ряду - 60 см, между двумя строчками - 40 см. В этом году такую схему попробовала впервые - помидорами по 250-300г розовыми сладкими - завалены! Это при том, что длина ряда всего 2,2м - 42 куста помидор в целом. Попробуйте найти серию "Биф" - у меня сорт Биг Биф - это сказка! У нас дожди в Крыму не переставая весь май, июнь, да и сейчас идут сильные ливни. Для крымской погоды - лето аномальное. При этом на Биг Бифе - нет даже следов фитофторы. То же - Пинк Леди. Этими сортами я восхищена настолько, что уже нашла в продаже семена БИг Бифа на следующий год в большом количестве - буду сажать только его. ( У соседей даже намека на урожай нет - все под дождями пропало). Единственный нюанс - надо внимательно не пропускать пасынки и формировать все-таки в один стебель ( у меня кое-где - в два - это плохо). Кстати, ухаживать за высокорослыми - легче, лучше иметь 42 ухоженных, чем 200-300 до которых не дойдут руки ( это из собственного опыта, количество кустов сокращаю каждый год, а урожая - все больше!)
Hexevonwald (автор вопроса) 25 июля 2014 года
И у нас дождливое лето! Спасибо за дельные советы!!
Любовь Шадрина 11 октября 2014 года
Ваша правда. Хорошие советы.
mechta767 1 октября 2015 года
Я не поняла, 2.2 метра грядка и 42 куста помидор, это как? или несколько грядок?
Anneta57 (автор ответа) 2 октября 2015 года
Это четыре таких грядки, на каждой в шахматном порядке по 11 (т.е. 5+6) растений. Получается 44 штуки (2 пропали еще весной, медведка корни подъела)
Геннадьевна Наталья 28 декабря 2015 года
Всё равно не понятно, как столько помещается. Если в ряду 5 кустов, между ними расстояние по 60 см, то только расстояния между кустами занимают 2,40 м. Плюс место на сами кусты. Для 6 кустов меж кустовое расстояние и вовсе 3 м. А грядка всего 2,2.
Anneta57 (автор ответа) 28 декабря 2015 года
Читайте внимательно... В ряду 5 кустов, между ними - по 40см, между рядами - по 60 см. Итого: 5+ 6 = 11 кустов. Таких коротких грядок у меня четыре штуки было. Итого - 44 куста (из них - 2 пропали, значит - 42 осталось). Арифметика, понимаешь!
Геннадьевна Наталья 29 сентября 2017 года
Пинк Леди не сорт, а гибрид. Но хороша.
лорочка-2 12 мая 2018 года
Подскажите.пожалста,где покупаете БИГ-БИФ?
Anneta57 (автор ответа) 13 мая 2018 года
Все семена я покупаю на сайте SeedPost в октябре-ноябре. Там много всего, в том числе - огромный выбор томатов серии Биф.
olgatsa
11 ноября 2015 года  #
+12   Понравилось
Сажаю только интердеты в теплице, она высокая, верхние со стула собираю, они как гроздья винограда с потолка свешиваются. Формирую в два ствола.
ninanina2015 2 января 2016 года
Красавцы! А как их зовут?
olgatsa (автор ответа) 2 января 2016 года
На фото Императрица, Самара. Выбирайте кистевые, они самые урожайные. Ещё люблю Евпатор ( на фото не попал), был в прошлом сезоне самый ранний.
лорочка-2 19 апреля 2018 года
с какого пасынка от земли формируете 2ой ствол?
olgatsa (автор ответа) 20 апреля 2018 года
От первого жирного, его сразу видно.
Грэнни
7 октября 2015 года  #
+12   Понравилось
Хочется внести небольшую поправку. В комментариях путаются некоторые понятия. Есть помидоры низкорослые, есть штамбовые, есть высокорослые, а есть ИНДЕТЕРМИНАНТНЫЕ. Высокорослые могут быть высотой в 2 метра и более, но они всегда на определённом этапе формируют последнюю кисть и заканчивают рост. Индетерминантные-это помидоры непрерывного роста, стебель его не формирует "верхушку", а растёт, если его не прищипнуть, беспрерывно и формирует всё новые и новые кисти. Это свойство используется в промышленных теплицах. которые гораздо выше наших дачных, а кроме того, там нижнюю часть оголённого стебля спускают по шпалере и закручивают внизу, а верхушка продолжает расти и формировать новые кисти. Кроме того, они почти не требуют пасынкования и растут в один стебель, кстати, на приведённой схеме это как раз видно. Вот такая разница между высокорослыми детерминантными и индетерминантными помидорами.
К сожалению, сейчас уже невозможно сфотографировать самую верхушку, но поверье мне на слово, что и под самой крышей продолжают формироваться кисти. Это индетерминантный сорт "Адмирал".
Борисы4 9 сентября 2016 года
Ирина - Грэнни пишет: "Есть помидоры низкорослые, есть штамбовые, есть высокорослые, а есть ИНДЕТЕРМИНАНТНЫЕ". Я принял для себя такую градацию по высоте: 1. Низкорослые, в т.ч. штамбовые. высота до 70-80 см в ОГ; 2. Среднерослые - высота до 130-150 см в теплице и ОГ; 3. Высокорослые - высота до 220 см в теплице и ОГ; 4. Индетерминантные или лиановидные, лианы - при благоприятных условиях рост не прекращают. Это, например, большинство черри. Наверное, в Краснодарском крае, всё будет повыше и поширше, но для Моск. обл. это объективно и реально
лорочка-2 5 апреля 2018 года
Подскажите пожлста,как инденты скручивать на земле.чтобы опустить.?У меня никак не получается.стебель толстый и ломается.
Грэнни (автор ответа) 5 апреля 2018 года
Я не закручиваю стебли, они сами спускаются понемногу под тяжестью плодов по шнуру. В наше короткое лето этого достаточно, в августе я верхушку отрезаю, чтобы выросло и вызрело то, что уже завязалось.
Любимая лилия
29 июня 2014 года  #
+7   Понравилось
Позапрошлая осень у нас была очень теплой, заморозков не было до октября и вот сентябрьские помидоры, видно, что это макушка дозревает. Сорт Дамский угодник.
Hexevonwald (автор вопроса) 29 июня 2014 года
Ухты, точно что угодник)))))
angelina0981 26 марта 2015 года
Ух ты!!!
БАБУЛЬКА-2015 15 сентября 2015 года
Спасибо за наглядность...Надо записать !
DULNEVALARISA
25 июля 2014 года  #
+5   Понравилось
А мне очень нравятся помидоры сорта Имитатор (ф. Гавриш), но этой весной не могла нигде купить такие семена- в магазинах говорят, что их теперь продают только для фермеров большими упаковками. Лучше для засолки помидоров не встречала!!!

Hexevonwald (автор вопроса) 25 июля 2014 года
У меня кстати что-то похожее растет , но названия не знала, так как соседки на рассада :)
Грэнни 29 июля 2015 года
Попробуйте для засолки выращивать Каспар. Его можно консервировать даже без кожи.
Hexevonwald (автор вопроса) 29 июля 2015 года
спасибо, записала себе!!
Любовь Абрамова 31 января 2016 года
Полностью согласна!! лучший сорт для засолки и консервации!!!http://www.asienda.ru/post/27901/
Любимая лилия
26 июня 2014 года  #
+4   Понравилось
Если выращивать в теплице, то лучше индетерминантные, а в открытом грунте низкорослые.
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
Еще не обзавелась теплицей)
БАБУЛЬКА-2015 15 сентября 2015 года
В теплице и низкорослые вырастают до крыши...И помидоры крупнее...
e shekera 2
8 мая 2018 года  #
+4   Понравилось
Согласна сажу и индеты, и деты, и сорта и гибриды, Одни раньше начинают спеть, другие позже, одни мясистые другие покрепче, деты гибриды осенью, могут хранится до 2х месяцев (В зависимости от сорта), и они намного вкуснее магазинных,
Грэнни
29 июля 2015 года  #
+4   Понравилось
Отличный для засолки гибрид голландской селекции Каспар. Можно консервировать без кожицы.
Люби 10 марта 2016 года
хорошие помидоры я тоже такие сажала
Грэнни
29 июля 2015 года  #
+4   Понравилось
Челнок сажаю всегда, потому что он "всепогодный", никогда не подведёт
А вот "Джина" подводит, фитофтора начинается именно с неё. Перестала её сажать.
Hexevonwald (автор вопроса) 29 июля 2015 года
и этот в блокнот)))
Грэнни (автор ответа) 29 июля 2015 года
Его очень хорошо снимать, он легко отрывается без чашелистиков, потому что очень маленькое место прикрепления плодоножки.. Я его замораживаю, просто режу на четыре части вдоль, получается быстро, аккуратно и красиво и место прикрепления не надо вырезать.
Люби 10 марта 2016 года
челнок очень нравится , на мой взгляд лучше каспара
Грэнни (автор ответа) 10 марта 2016 года
Они очень разные, я бы их не стала сравнивать, у них совсем разное предназначение.
mr arbekov 26 мая 2020 года
А как вам джина вцелом? Посадила в этом году первый раз
samgalina64
9 мая 2018 года  #
+4   Понравилось
У меня теплица не очень высокая и я сажаю томаты и высокие и низкие, но сажаю в перемешку, т. е. высокий а потом 1-2 низкие. Почему? Высокие плодоносят позже, но плоды крупные вкусные и высокие и приходится их привязывать горизонтально земле на проволоку сверху т. е. над низкими томатами. И плодоносят долго. И этим хороши. Обычно индотерминантные выращиваются в 1 стебель, опрыскивайте борной кислотой для завязей и будете с томатами до поздней осени.
Нина Леднева
2 июля 2014 года  #
+4   Понравилось
В арочной теплице сажаю, низкорослые с южной стороны, а высокорослые с северной. Подвязываю за стебель и к шпалере. Когда погода солнцем и теплом не балует, тогда и завязи плохо опыляются. Применяю
экологически чистые стимуляторы. И низкорослые сорта есть очень плодовитые.
Hexevonwald (автор вопроса) 2 июля 2014 года
А можете подсказать пару таких сортов? :)
Нина Леднева (автор ответа) 2 июля 2014 года
Да и не пару, какие сажаю. Крайний Север - 30-40см холодостойкий; Челнок - слабоветвистый прямостоячий; 40-45см ультраскороспелый; Взрыв - 40-45см; Дубрава(Дубок) - 40-50см; Скороход - 40-50см; Мона ЛизаF1 - плоды до 250гр.и Джина - плоды от 200 до 350гр. Два последних сорта, мои любимые, от 60 до 80 см, бывают и до 1м, по погоде. А Дачный Любимец 50 -60см не подвязывается и не пасынкуется. Это все сорта раннеспелые, детерминантные. Да, ещё Чибис 50-60см. не требует обязательного пасынкования, плод,как челнок, с острым носиком.
Hexevonwald (автор вопроса) 2 июля 2014 года
Большущее спасибо!!!
Нина Леднева (автор ответа) 2 июля 2014 года
Пожалуйста. Успеха в выборе.
Anusha03081969 4 февраля 2017 года
Спасибо большое за набор низкорослых. Нам, начинающим, так важно знать, что сажают опытные!
tulpan 1966 27 августа 2019 года
Мне очень понравился сорт Боец (Буян). Низкорослый, скороспелый, вкусный. Сажала в этом году первый раз, если Бог даст , то и следующем году обязательно его не забуду.
Валентина Колычева
27 июня 2014 года  #
+3   Понравилось
Сажаю и те и другие в теплице. Детерминантные раньше начинают спеть. И в основном идут на заготовки. А индетерминантные для вкуса и души. Возьмеш в руки "Бычье сердце" вот это помидор!!! Думаю индетерминантные вывели для прохладного климата. Что б быстрее наросли, резкие перепады температур, и в конце августа основные помидоры должны быть убраны... остальные риск фитафторы. Хоть заобрабатывайся. Да еще в 20 числах сентября жахнет крутой заморозок. и все... отплодоносили. а потом погода прелесть. Поэтому и хочу хоть немного отапливаемую тепличку. но где там... муж деньги считает говорит "ради твоих помидор не стоит и заморачиваться..."Эх...
Hexevonwald (автор вопроса) 27 июня 2014 года
Тоже люблю бычье сердце))) а еще есть медвежья лапа, вытянутый и до полкило)))
Нестеренко 46 2 февраля 2016 года
медвежья лапа хорошие помидоры
Anusha03081969 4 февраля 2017 года
"муж деньги считает говорит "ради твоих помидор не стоит и заморачиваться...". Как я Вас понимаю!
Хамсият Раджабова 25 апреля 2017 года
Бычье сердце, Дикая роза - мне тоже очень нравятся, а Медвежья лапа первый раз посеяла семян, рассада уже большая, посмотрим, как себя покажут при нашем жарком климате.
Нестеренко 46 5 мая 2017 года
Медвежья лапа-хороший сорт,крупные,сочные,вкусные.Чем то напоминают бычье сердце.
e shekera 2 8 мая 2018 года
Очень вкусный томат "Бычье сердце" но уж очень капризный, устала за ним ухаживать, поэтому не сажу уже 2 года, вместо него сажу Мазарини и Алсу., то же вкусные , но намного меньше болеют , да и урожайнее намного больше Конечно выращивание зависит от региона, от погоды =Нас очень сильно погода в этом году не хочет радовать (Давно не помню такой весны)
Caty_L
3 сентября 2014 года  #
+3   Понравилось
Сажаю в Киевской обл. В этом году у меня были и высокорослые и низкорослые, с последних практически урожая не было из-за фитофторы, высокорослые вычухала хоть как-то.
Решила, что низкорослый посажу только один сорт (Хурма). Люблю высокорослые, с них значительно выше урожай, как мне кажется. Да, и в основном устойчивые к фитофторе и другим болезням. Понятное дело, проблему это кардинально не устраняет, но помогает.
Hexevonwald (автор вопроса) 3 сентября 2014 года
Тоже хурму люблю! Но у меня чаще высокие болеют, в этом году - ужас, хоть и лечила, но погода все лечение сводила к нулю(
Caty_L (автор ответа) 3 сентября 2014 года
В этом году и у меня ужас, хоть и лечила. К слову, прониклась к препарату фитофторин. В следующем году буду использовать сразу после посадки.
Hexevonwald (автор вопроса) 4 сентября 2014 года
спасибо, попробую запомнить до следующего года)))
Caty_L (автор ответа) 4 сентября 2014 года
Конспектируйте, товарищи, конспектируй те)))))))) Мама купила, я сначала не обратила на него внимания, а когда выбора не было, нашла баночку, так и запомнила, только потому что баночка на глазах.
naya 7 17 марта 2015 года
Caty L, скажите точно "фитофторин", а не "фитоспорин"? Сама я обрабатываю землю и растения "фитоспорином".
Caty_L (автор ответа) 17 марта 2015 года
ФИТОСПОРИН, конечно.
Нестеренко 46 2 февраля 2016 года
землю под помидоры осенью обрабатываю доломитовой мукой и медным купоросом. Весной можно полить раствором марганцовки.
Caty_L (автор ответа) 2 февраля 2016 года
я не знаю, где будут в следующем году грядки с помидорами. Можно и пролить, если нечем заняться. Я на дачу приезжаю на день, у меня нет возможности с лейкой бегать по грядкам и проливать, - это просто фантастика выполнять все танцы с бубнами. Все значительно проще в уходе за томатами, значительно. 3 обработки фитоспорином с интервалом в 10 дней и нет проблем целый сезон.
mr arbekov 26 мая 2020 года
А Фитоспорином обрабатываете даже когда ещё нет признаков заболевания? Как профилактика?
Caty_L (автор ответа) 26 мая 2020 года
Да, именно как профилактика, чтобы в принципе не допускать болезнь, иначе зачем это все. В самой инструкции написано: после высадки в грунт через 10 дней с интервалом в 10 дней троекратно. Все.
Luba Davies
26 июня 2014 года  #
+2   Понравилось
А мы наоборот посадили высокие на улицу, а низкие в теплицу - результат увидим по осени
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
Ждем-с)))
Luba Davies (автор ответа) 27 июня 2014 года
ага
Нивяник
26 июня 2014 года  #
+2   Понравилось
А я сажаю и те, и другие. Год на год не приходится: то одни получаются лучше, то другие.
Hexevonwald (автор вопроса) 26 июня 2014 года
Особенно если заболеют%
Нивяник (автор ответа) 26 июня 2014 года
Всякое бывает...
marieco
7 ноября 2015 года  #
+2   Понравилось
Томаты сажаю только в теплице в коробах 1х1,2 по шесть штук в каждый в две полоски с расстоянием 30 см между кустами и 60 между полосками. Сажаю 6 шт (. ИНД.).-Розовый гигант,6 шт- ( ДТ). Малиновое Чудо и 6 шт. (ИНД.)Детская радость. ИНД.-формирую в один стебель, а ДТ,-в два. Выход практически одинаковый. Загущенность на урожай не влияет, т. к посадка детерминантных сортов между индетерминантными обеспечивает хорошее освещение, а питания в хорошо заправленных коробах достаточно.
Татьяна-Маришка 10 мая 2018 года
Мария, а можно вас попросить подробнее рассказать, чем заправляете короба? спасибо.
marieco (автор ответа) 25 сентября 2018 года
Извиняюсь за большое промедление с ответом.В короба с осени закладываем срезанные стебли и листья разных растений,немного разбрасываю гранулированного конского навоза и немного золы от паразитов, засыпаю землёй из этого же короба.А весной NPK в лунку ,как и все.
БСИ
8 мая 2018 года  #
0   Понравилось
А я забрала себесплатно этот пост в копилочку, спасибо всем за информацию!
Виолетта1303
6 мая 2018 года  #
0   Понравилось
Спасибо огромное за пост, так много узнала о сортах помидоров, очень полезная информация
halilsakaev
27 января 2021 года  #
0   Понравилось
Людмила Александров.Спасибо Людмила!!!





Похожие вопросы:

Как правильно обрезать дерево граната   2 ответа  есть решение
Нужна ли астрам стратификация?   6 ответов  есть решение
Что делать с плетистой розой?   3 ответа  есть решение

Смотрите также:

Томат Санька
Практически все садоводы выращивают на своих дачных территориях помидоры. Современные магазины предлагают огромное разнообразие сортов томатов. Среди них есть и те овощи, которые имеют довольно ранние сроки созревания. Томат Санька – это один из самых популярных ранних сортов помидор. Плоды этого растения имеют яркий красный окрас, их размер ровный, а вкус поражает своей насыщенностью. Выращивают его не только для личного употребления в пищу, но и для продажи.

Томат "Краснобай"
Огромный привет дорогим Асиендцам!!!
А я сегодня про дела огородные...
Есть у нас на кабельном ТВ телеканал "Усадьба" про загородную жизнь, думаю, многие его знают. Есть там целая серия передач, которые ведет Октябрина Ганичкина. Уверена, что все ее знают в лицо. Лично мне эти передачи очень нравятся, всегда смотрю их с удовольствием... Читать далее»

А я томат!!!
Моя семья очень любит помидоры, поэтому и приходится выращивать их в немалых количествах. Хорошо, когда есть балконы, лоджии, а когда у тебя всего 2 узких подоконника сделать это проблематично. Но мы справляемся, купили стойку в леруа мерлен, подставили к окошку стол, и растим рассаду. Как я уже писала ранее о петунии и домашних огурцах, теперь расскажу о томатах... Читать далее»

Чем хорош Перцевидный томат?
Перцевидный томат – это новая и невероятно привлекательная разновидность среднеспелых томатов, характеризующихся довольно яркой окраской и способных похвастаться необычной формой плодов, напоминающих по своему виду сладкие перчики. В настоящее время успешно выведено несколько сортов Перцевидного томата, при этом для всех этих сортов характерны превосходные вкусовые качества и отличная урожайность! Что касается цвета плодов, то он может быть сколь угодно разнообразным – красным, желтым, оранжевым, розовым и даже черным! Чем же так хороши эти томаты, и почему на них стоит обратить свое внимание?

Томат Французский Гроздевой
Помидоры являются очень вкусным и полезным овощем. Томаты выращиваются почти на каждом садовом участке. Разные виды и сорта, окраски и формы томатов позволяют огородникам выбирать наиболее предпочтительные лично для них и их семей культуры.


Ваш ответ:

Если вы хотите добавить комментарий к вопросу или уточнить у его автора подробности - не используйте эту форму, а нажимайте "Уточнить/обсудить вопрос" под текстом вопроса!
Здесь вы можете задавать вопросы,
и получать ответы от сообщества,
а также делиться своим опытом.

Вопросы по темам:
Рейтинг экспертов
 
1. Татьяна Векленко +126259
 
2. kunuschka67 +74475
 
3. leo-2015 +56206
 
4. Барон Х +23215
 
5. Грэнни +22790
 
6. Fuchsia +19395
 
7. Luba Davies +13603
 
8. Lubov_Lp +11464
 
9. Oleveg +9830
 
10. Adil-1731 +9567
Рейтинг за неделю
 
1. Татьяна Векленко +35
 
2. елевася +5
 
3. maraleks-2016 +5
 
4. Зинаида Чекомасова +5
 
5. El ка ми-2013 +5
 
6. eelovikova +5
 
7. ЛЮБОВЬ КОЛБАСНИКОВА +5
 
8. zykova 23 +5
 
9. tulpan 1966 +5
 
10. samgalina64 +5