Как сделать самому картину из цветов и листьев?
Популярным направлением флористики является «Осибана». Особое значение это искусство имеет в Японии, где применяется более шести столетий. Первые картины-гербарии появились в России в XIX веке. Сегодня возник особый интерес к этому искусству. Доступность материала не требует финансовых затрат. Цветы, трава, семена, листья, кора деревьев, тополиный пух – всё это можно собрать в городских скверах, привести с дачи.

Сейчас декоративно-прикладным искусством увлекаются многие, для тех, кто выбрал прессованную флористику – осибану (ошибану), предлагаем познакомиться с приёмами техники и правилами подготовки материала.

Техника осибаны

Мастерство не требует финансовых вложений – не нужно ничего покупать. Растения окружают нас всюду, важно лишь собрать материал для будущей работы. Не обязательно бродить по полям, лугам, лесам, можно всё найти на даче и даже на подоконнике среди своих комнатных растений.

Основа мастерства состоит в подготовке полотна, выбора композиции и наклеивании высушенных заготовок. Освоив технику осибаны, можно создать потрясающие шедевры. Умелая компоновка листьев и лепестков позволяет передавать тихую прелесть лесной заводи, холодную красоту заснеженных гор, красоту натюрморта.


Несмотря на присутствующую простоту, тем не менее, требуется тонкость движений, кропотливость, художественный вкус при создании осибаны. Важно учитывать фактуру и колорит засушенного растения, стараться сохранить его форму и уйти от вариантов мозаики. Точность и воображение позволяют из миниатюрных частей сухого листа создать деревья, из лепестков силуэты очертаний пейзажа.

Хрупкость сухого растения обязывает к аккуратному использованию материала. Каждый элемент осторожно выкладывается на нужное место и тщательно фиксируется (крепится, приклеивается).

Подготовка материала

Садовые и полевые цветы, праздничные букеты и комнатные растения – это благодатный материал для реализации творческих идей. Основной момент – подготовка растений, которые будут «палитрой» художника. Правильно высушенные стебли, листья сохраняют естественный цвет и содержат богатую гамму оттенков. Сушка проводится под прессом и с учётом правил гербарных методов. Иногда применяется специальная обработка для изменения цвета и фактуры.


Основой для картин прекрасно служит картон, дерево, ткань, ватман. Предварительная подготовка заключается в нанесении клеевого слоя, тонирования акварелью, отмывке красками.

Как выбрать растения

Существуют трудности при засушке некоторых растений, поэтому желательно знать принципы отбора. Рыхлые, мясистые, напитанные влагой цветы плохо поддаются гербаризации, например: лилии, тюльпаны, гладиолусы, гиацинты. Такие экземпляры часто подгнивают, утрачивают колорит. Хорошо сушатся гортензия, пластинки лунарии, тысячелистник, фонарики физалиса.

Полезно знать, что для сохранения чаши соцветия лучше отдавать предпочтение свежему, только раскрывшемуся бутону. Этот приём позволяет сохранить форму цветка и предотвратит рассыпание в процессе высушивания.


Как засушивать и хранить растения

Для фактурных компонентов растения высушивают в тени, в подвешенном состоянии, при хорошей циркуляции воздуха. Злаки, наоборот, помещают на солнце. Для плоских композиций требуется прессованный материал. В этих целях применяется гербарная сетка, пресс. Можно воспользоваться старой книгой или грузом. Есть варианты применения микроволновой печи, горячего утюга (проглаживание между полотнами бумаги). Эти быстрые методы сильно изменяют цвет, делают растения блёклыми (учитывайте этот момент при создании композиции).

Заготовки нужно хранить в закрытых коробках из картона, исключать попадание солнечного света. Предусматривается предварительная обработка лаком для волос, особенно это актуально для нежных, хрупких листьев и стебельков.

Основные приёмы осибаны и оборудование

Для работы требуется приобрести клей ПВА или другой, который не оставляет следа после просушки. Подготовить острые ножницы (маникюрные), кисточки для клея разного размера, пинцет, картон или полотно на рамке. И конечно спектр засушенных растений.


Перед началом творческого процесса грамотно продумывается композиция, соотносится с имеющимся материалом. Нужно мысленно представить этапность работы. На выбранной основе делается эскиз картины. Изображение наносится простым карандашом. Далее, в соответствии с замыслом, раскладываются самые крупные компоненты, тщательно продумывается фактура и цвет. Этот важный момент требует чувства композиции, художественного восприятия, вкуса.

Советы опытных мастеров: не торопитесь сразу клеить все элементы. В таком состоянии набросок-конструкцию картины нужно оставить на некоторое время, несколько раз рассмотреть, проанализировать, оценить. Возможно, что-то нужно заменить, убрать, добавить. Если всё устраивает – наклеивайте и начинайте работать с мелкими деталями, добавляйте нужные оттенки, прорабатывайте контуры.

Готовую картину можно покрыть бесцветным лаком и поместить под стекло в рамку. Желательно избегать прямых солнечных лучей. Для миниатюр обязательно делается паспарту.