Ведём дневник наблюдения за природой
Летние каникулы - благодатное время для развития в детях любознательности, наблюдательности, любви к окружающей человека живой природе, понимания своего места и предназначения в этом огромном удивительном мире. Для закрепления в ребёнке перечисленных свойств, можно подтолкнуть его к идеи ведения дневника наблюдения за природой, помочь ему организоваться и наметить объект, объём и способы такого наблюдения.

Возрастные категории

Детям разного возраста устанавливаем посильные для них задачи.
Младшеклассники легко справятся с ежедневным фиксированием температуры воздуха; выпадающих осадков; даты посева цветов и овощных культур; даты всходов, цветения, завязи и роста плодов. Эта информация, накопленная за несколько лет, пригодится и взрослым для более точного определения времени посадки, чтобы уберечь свой труд от весенних заморозков, но и не упустить возможность более ранней высадки растений. По детским записям можно составить собственный огородный календарь, учитывающий условия данной местности и здешнего климата, поскольку в продаваемых подобных календарях прописаны среднестатистические показатели, не всегда совпадающие с вашими.

Старшеклассникам по плечу более сложные задачи. Если у вас на участке есть не только огород, но и живность, дети могут вести наблюдения за развитием, например, поросят, телят; вести статистику "производства" куриных яиц. Поле их наблюдений может быть шире собственного подворья. Можно наблюдать изменения на полях, в лесах, окружающих вашу дачу. Звёздными ночами, которых почти не бывает в заполненных промышленным смогом городах, можно вести наблюдения за Вселенной.

Как оформить дневник наблюдения

Нужно помочь детям в оформлении дневника. Оно будет зависеть от поставленных перед ребёнком задач. Отталкиваясь от количества поставленных задач, определяем количество граф таблицы наблюдения, количество строк для описания одного наблюдения.
Оставляем свободное место для рисунков ребёнка; вырезанных из журналов картинок; засушенных собственноручно фрагментов растений; фотографий, заимствованных или собственных.

Вспомогательные приборы для наблюдений

* Компас. Чтобы наблюдения ребёнка были осознанными, необходимо научить его ориентироваться в пространстве. Покупаем в спортивном магазине компас, объясняем как им пользоваться (заодно и сами учимся, ведь не каждому в детстве пришлось подержать в руках такой простой и умный прибор). Попутно можно рассказать известные со школьной скамьи элементарные признаки определения сторон света в лесу (по густоте листвы и веток деревьев, например), в поле; в солнечную и пасмурную погоду; среди белого дня и звёздной ночью.
* Лупа. Для наблюдения за насекомыми, цветами и листьями очень пригодится обычная лупа. Можно иметь несколько луп с разной кратностью увеличения. Только научите ребёнка правильно пользоваться лупой, ни в коем случае не оставлять её без присмотра на дачной территории во избежание пожара. Ведь ласковое солнышко может превратиться в поджигателя, встретив на своём пути беспризорное увеличительное стекло.
* Микроскоп. Если позволяет бюджет семьи, приобретите микроскоп. Он расширит возможности наблюдений за интереснейшим микромиром. Жизнь началась с микроскопических созданий. Интересно понаблюдать за своими "предками".
* Бинокль. Лупа и микроскоп помогают окунуться в микромир. Чтобы объять макромир потребуется бинокль. Его можно будет использовать не только для наблюдений за природой, но и в играх, например, по поиску "клада", заранее приготовленного взрослыми. Клад надо искать по нарисованной ими же карте сокровищ. В этой игре пригодится и компас, умение им пользоваться.
* Подзорная труба. Для наблюдения за Вселенной желательно приобрести хотя бы не слишком мощную подзорную трубу. Чем больше будет кратность линзы трубы, тем глубже ребёнок сможет проникнуть в тайны мироздания.


Автор: Татьяна Щербинина