Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта

Питание растений (более сложный вариант)

Питание растений, процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений.

Поглощение и усвоение питательных веществ (анаболизм) вместе с их распадом и выделением (катаболизм) составляют обмен веществ (метаболизм) — основу жизнедеятельности организма.

В составе растений обнаружены почти все существующие на Земле химические элементы.
Однако для П. р. необходимы лишь следующие: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N), фосфор (Р), сера (S), калий (К), кальций (Ca), магний (Mg), железо (Fe) и микроэлементы: бор (В), марганец (Mn), цинк (Pb), медь (Cu), молибден (Mo) и др.

Элементы питания поглощаются из воздуха — в форме углекислого газа (CO2) и из почвы — в форме воды (H2O) и ионов минеральных солей. У высших наземных растений различают воздушное, или листовое, питание и почвенное, или корневое, питание. Низшие растения (бактерии, грибы, водоросли) поглощают CO2, H2O и соли всей поверхностью тела.

Потребность растительного организма в различных элементах неодинакова; наибольшая — в кислороде и водороде.

Это объясняется тем, что живое растение на 80—90% состоит из воды, т. е. из кислорода и водорода в отношении 8: 1. Кроме того, растение расходует за свою жизнь в процессе транспирации в сотни раз больше воды, чем его собственная масса (для предотвращения перегрева).
Основу сухого вещества растения наряду с углеродом (45%) составляют также кислород (42%) и водород (6—7%). На долю элементов минерального питания, среди которых преобладают азот и калий, приходится всего 5—7% сухого вещества растения. Ни один элемент питания не может быть заменен другим (так называемый принцип незаменимости питательных элементов). Отсутствие или большой недостаток любого из них неизбежно приводит к прекращению роста и к гибели растения.

Каждый из элементов выполняет в растительных тканях свою уникальную функцию, неразрывно связанную со всеми др. отправлениями организма. Так, углерод вместе с водородом и кислородом составляет основу всех молекул органических соединений. Вещества, состоящие только из этих трёх элементов (углеводы),— главный субстрат дыхания. Из полимерных углеводов состоят также оболочки растительных клеток. Каждый вид и даже сорт растений поглощает преимущественно те элементы, которые в наибольших количествах нужны для свойственного ему обмена веществ.

Поэтому, например, содержание калия в растениях обычно в десятки раз превышает содержание натрия, хотя в почвах отношение между этими элементами обратное. Некоторые виды растений способны накапливать в своих тканях редкие элементы (например, лантан), чем пользуются при геологической разведке.

Типы питания. В зависимости от источника поглощаемого углерода различают несколько типов П. р. Часть низших растений (все грибы и большая часть бактерий) может использовать углерод только из органических соединений, в которых он содержится в восстановленной форме.

При окислении таких соединений в процессе дыхания освобождается запасённая в них химическая энергия, которая затем может расходоваться на различные эндергонические (т. е. требующие затрат энергии) процессы: синтез более сложных соединений, передвижение веществ в растении и др.

Питание этого типа называется гетеротрофным, а растения, потребляющие органические источники углерода,— гетеротрофными; питание за счёт мёртвых органических остатков называется сапрофитным, а растения, питающиеся мёртвыми органическими остатками,— сапрофитами. Этот тип питания свойствен всем гнилостным грибам и бактериям.

Гетеротрофы, живущие за счёт органических соединений др. живых организмов, называются паразитами. К ним относятся все грибы и бактерии — возбудители болезней животных и растений, а также некоторые высшие растения, например заразиха, высасывающая с помощью специальных присосок соки др. растений. Паразитическое П. р. отличается от симбиоза, при котором происходит постоянный обмен продуктами жизнедеятельности, полезный для обоих партнёров.

Симбиотический П. р. наблюдается, например, у азотфиксирующих бактерий, поселяющихся в клубеньках на корнях бобовых растений), у шляпочных грибов, гифы которых проникают в корневые ткани древесных растений, а также у лишайников, представляющих собой группу грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями.

Большая часть растений способна усваивать углерод из углекислого газа, восстанавливая его до органических соединений. Этот тип питания называется автотрофным. Он свойствен всем высшим зелёным растениям, а также водорослям, некоторым бактериям. Восстановление CO2 до органических соединений требует затрат энергии либо за счёт поглощаемого солнечного света (фотосинтетики), либо за счёт окисления восстановленных соединений, поглощаемых из внешней среды (хемосинтетики).

Благодаря П. р. осуществляется большой биогеохимический круговорот веществ в природе.
Автотрофные (главным образом зелёные, или фотосинтезирующие) растения дают начало этому круговороту, удаляя из атмосферы CO2 и создавая богатые химической энергией органические вещества. Гетеротрофные растения (главным образом сапрофиты) замыкают этот круговорот, разлагая мёртвые органические остатки до исходных минеральных веществ.

В процессе фотосинтеза растения не только поглощают вещества, но и накапливают энергию.

Один из первичных продуктов фотосинтеза — сахара. При соединении 6 грамм-молекул CO2 и такого же количества H2O образуется 1 грамм-молекула глюкозы (180 г). Этот процесс происходит с поглощением 674 ккал (1 ккал = 4,19 кдж) энергии солнечного света, которая и запасается в химических связях сахара.

Вместе с молекулами сахара эта запасённая химическая энергия может затем переместиться в другие, нефото-синтезирующие части растений, например в корень. Здесь в процессе дыхания она может освобождаться для синтеза более сложных соединений и для др. процессов жизнедеятельности растительных клеток.

Хотя в фотосинтезе непосредственно участвуют только CO2 и H2O, для его осуществления и в особенности для последующих превращений его первичных продуктов необходимы все др. элементы П. р., в каких бы ничтожных количествах они не содержались в растении.

Превращения питательных веществ происходят в различных органах и тканях и связаны друг с другом в непрерывный круговорот веществ в растительном организме. В листьях в процессе фотосинтеза из CO2 воздуха и поступающей из корня H2O образуются первичные органические продукты (ассимиляты). Один из них — сахароза — универсальная форма транспортировки углевода.

Из фотосинтезирующих клеток листа сахароза поступает в специальную транспортную систему — ситовидные трубки флоэмы, обеспечивающие нисходящее перемещение веществ сначала по листовым жилкам, а затем по проводящим пучкам стебля в корень. Здесь ассимиляты покидают ситовидные трубки и распространяются по тканям корня.

Навстречу притекающим из листьев ассимилятам движутся вода и ионы минеральных солей, которые сначала связываются поверхностью корневых клеток, а затем через клеточную мембрану проникают внутрь клеток. При этом одни элементы (калий, натрий, в значительной степени кальций, магний и др.) поступают в пасоку и подаются в надземные органы в неизменном состоянии.

Другие (например, азот), встречаясь с центробежным потоком ассимилятов, вступают с ним во взаимодействие, включаясь в состав органических соединений (аминокислот и амидов), и в таком измененном виде поступают в пасоку.

Наконец, третьи (такие, как фосфор), проходя через ткани корня, также включаются в органические соединения (нуклеотиды, фосфорные эфиры сахаров), но затем, снова отщепляясь, поступают в пасоку главным образом в виде свободных ионов. Так или иначе элементы корневого П. р. вместе с водой поступают в сосуды ксилемы — вторую транспортную систему растения, обеспечивающую восходящее перемещение веществ в надземные органы.

Движение воды и растворённых в ней веществ по сосудам происходит за счёт корневого давления и транспирации. В листе эти вещества из сосудов проникают в фотосинтезирующие клетки, где происходит их вторичное взаимодействие с ассимилятами. При этом образуются разнообразнейшие органические и органо-минеральные соединения, из которых после ряда усложнений развиваются новые органы растения.

Роль питания. П. р. обеспечивает веществами и энергией следующие процессы: поддержание жизнедеятельности (возмещение убыли питательных веществ при дыхании и выделении в наружную среду), рост органов, отложение веществ в запас и, наконец, воспроизведение потомства (образование плодов и семян).

При недостаточном П. р. питательными веществами обеспечиваются в первую очередь процессы, связанные с жизнедеятельностью и воспроизведением потомства. При умеренном недостатке П. р. рост молодых частей растения (верхних листьев, корневых окончаний) ещё продолжается за счёт реутилизации, т. е. повторного использования питательных элементов путём их оттока из более старых листьев.
При резком недостатке П. р. рост прекращается, и все питательные ресурсы направляются на главную функцию растительного организма — воспроизведение потомства. В этих условиях ячмень, например, имеет высоту всего 4—5 см, но образует 2—3 вполне нормальные зерновки. Избыток тех или иных элементов П. р. так же вреден, как и их недостаток.

Создание наилучших условий почвенного П. р. путём орошения и внесения удобрений — наиболее эффективное средство управления урожаем с.-х. растений.

В закрытом грунте (парники, теплицы) можно регулировать также воздушное П. р.— путём изменения содержания CO2 в воздухе и дополнительного освещения. Создание оптимального комплекса условий для П. р.— главная задача растениеводства.

На решение этой задачи направлены мероприятия по мелиорации засоленных почв (удаление вредного для П. р. избытка солей), агротехнические приёмы обработки почвы (создание условий плотности и аэрации, облегчающих П. р.), борьба с сорняками (конкурирующими с культурными растениями за элементы П. р.) и др.



см. Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растений, Избр. соч., т. 3, М., 1949; Сабинин Д. А.. Физиологические основы питания растений, М., 1965; Максимов Н. А., Как живёт растение, 4 изд., [М., 1966].
Рейтинг поста:  +25 Не понравилось Понравилось
Нестеренко 46
Садовод 5 уровня
Киев
13 февраля 2017 года
10
742




Комментарии:

Написать комментарий

Херсон
13 февраля 2017 года
+6  
Даешь каждому асиендовцу кандидата биологических наук! Тимирязев это, конечно, фундамент, невзирая на последующие изменения в некоторых научных воззрениях. Транспирация не решающий фактор для передвижения солей по ксилеме. Если при жаре и сухом воздухе транспирация высокая, а растение бывает в состоянии плазмолиза и синтез органических веществ протекает вяло, то при повышении влажности воздуха и снижении температуры до оптимальной снижается транспирация и растение растет (синтезирует) продуктивнее. Регулировать содержание углекислого газа можно не только в теплице. Каждый огородник делает это не особо задумываясь устраивая огуречную грядку на биотопливе. Там высокий урожай в первую очередь обеспечивает углекислый газ от разложения органики. У меня каждый кв.метр за сезон получает не меньше 20 кг мульчи, которая обеспечивает водно-воздушное питание. В целом все супер, но если у кого-то от таких постов случится вывих мозга на тебя в суд могут подать за членовредительство

13 февраля 2017 года
 
leo-2015 пишет:
У меня каждый кв.метр за сезон получает не меньше 20 кг мульчи,
То же люблю теплые грядки и мульчу

Херсон
13 февраля 2017 года
 
Мы любим то что любят наши растения

Минск
13 февраля 2017 года
 
Ответ для leo-2015
хорошо вы можете на одном языке говорить, а мы так послушаем, большинство из нас химию только в школе учили и то подзабыли нам бы чего попроще, на доступном языке. Хотя тема интересная

Херсон
13 февраля 2017 года
+1  
А и не нужен такой язык всем. Мы тут найдем общий язык. Тема безусловно интересная

Минск
13 февраля 2017 года
 
Это точно!

Волгоград
14 февраля 2017 года
 
Ответ для shamshik

Будённовск
14 февраля 2017 года
 
leo-2015 пишет:
но если у кого-то от таких постов случится вывих мозга на тебя в суд могут подать за членовредительство

Херсон
14 февраля 2017 года
 
Ну, попадет на это минное поле нормальный филолог и захочет пройти до конца...

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
14 февраля 2017 года
 
Ответ для leo-2015
вот для углекислого газа нужен перегной и мульча,а минеральные его не дают,кроме поташа.

13 февраля 2017 года
+1  
Очень интересно и познавательно

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
14 февраля 2017 года
 
вы серьезная женщина и если вы говорите то тоже серьезно.

14 февраля 2017 года
+1  
Означает ли это, что каждый год для каждой грядки нужно делать химический анализ почвы? Ведь наверняка огурцы выносят из почвы совсем не то, что помидоры или укроп. Или есть какие-то общие правила? Скажем, вот тут росли помидоры, собрали примерно 20 кг, значит, нужно внести..?

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
14 февраля 2017 года
+1  
каждый год не надо делать анализ грядки.Вы должны понимать севооборот.Какие растения надо садить при внесении навоза(картофель),какие на следующий и т.д.После огурцов хорошо помидоры,а после помидор огурцы и т.д .После фенхеля и петрушки все плохо.Внести ведро перегноя и 0,5кг нитроаммофоски прикидочно на пол сотки огорода и ведерко золы.

Москва
14 февраля 2017 года
+1  
а вот грамотно по русски надо писать сажать, а не садить.

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
15 февраля 2017 года
 
спасибо, будем садить,

Москва
15 февраля 2017 года
+1  
Прямо Яценюк с Порошенко

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
15 февраля 2017 года
 
я поводу этих ребят в открытом эфире говорить не могу.

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
20 февраля 2017 года
 
Ответ для rytav
посмотрел словарь Ожегова, таки сажать

Москва
20 февраля 2017 года
+1  
то-то

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
20 февраля 2017 года
 
Спасибо! по-укр.саджати

Самара
22 февраля 2017 года
 
Ответ для rytav

15 февраля 2017 года
+1  
Да, для меня это сложновато переварить

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
15 февраля 2017 года
+1  
остановитесь на первом варианте.

15 февраля 2017 года
 
А какой первый был?

Нестеренко 46 (автор поста)
Киев
16 февраля 2017 года
+1  
передвижение питательных веществ по растению.


Оставить свой комментарий

B i "
Отправить