Асиенда.ру
Перейти на неадаптивную версию сайта

Как пустеют воронежские деревни

Как пустеют воронежские деревни
Почему люди покидают насиженные сельские места?
Что происходит с деревней, когда ее жители отправляются за лучшей жизнью?
Кому нужны последние обитатели воронежских хуторов?
Мирное поле
Если ехать по самой короткой и безлюдной дороге с хорошим асфальтом из Каменки в Ольховатку, на фоне редких, типично русских названий деревенек и хуторков: Татарино, Орехово, Ольхов Лог – неожиданно мелькнет указатель с названием явно немецкого происхождения. Фриденфельд- «Мирное поле». – хуторок, в котором живут всего четыре человека, имеет необычную историю. До начала Великой Отечественной войны большую часть хуторян составляли немецкие семьи Шарф, Граф, Кель, Богер, Карц, а по-хуторскому – Шарфовы, Графовы, Келевы, Богеровы, Карцевы.



Весной 1923 года на степную пустошь вдоль поймы речушки Ольховатки из старой немецкой колонии в селе Рыбное под Острогожском приехала первая группа обрусевших немецких переселенцев – всего 20 семей, которыми руководил Иван Гаврилович Шарф. Новому хуторку немцы дали название Фриденфельд – «Мирное поле». Вместе с ними в образовавшийся хутор из окрестных деревень переселились и две русские семьи – Божко и Колесниковы. Хуторок начал прирастать переселенцами из соседних сел и деревень, и вскоре бок о бок на хуторе, в колхозе «Третий интернационал», мирно жили потомки запорожских казаков и давно обрусевшие немцы.

Осенью 1941 года, во время наступления фашистов, войска НКВД за два дня «на всякий случай» вывезли из хутора всех немцев – их отправили в товарных вагонах в город Новокузнецк. Федора Графа, учившегося на военного летчика, увезли в ссылку. Фашисты во Фриденфельде не задержались, их сменили мадьяры, которые не слишком злобствовали на хуторе.

Всю войну и примерно до 60-х годов немецкие дома стояли нетронутыми – хуторяне ждали обратно своих добрых соседей. Но немцы осели в Сибири и потом лишь изредка приезжали проведать друзей. А в годы перестройки почти все они уехали из Сибири в Германию.

Ира Шварц и Эмма Богер, дети выселенных немцев-хуторян, переписывались с Колесниковыми, 88-летней Анной Дмитриевной и ее 59-летней дочерью Антониной, но лет десять назад связь оборвалась.

Вместе на том и этом свете

Анна Колесникова называет историю Фриденфельда «одной большой трагедией».

– Я до сих пор плачу, как вспоминаю высылку наших хуторян в Сибирь. Это были замечательные люди – трудолюбивые, непьющие. Мой муж, фронтовик Николай Федорович, умерший в 2003 году, всю жизнь вел дневник – получилось что-то вроде летописи нашего хуторка. На нашем кладбище Николай Федорович покоится возле 14-летней немки Минны Фрик, умершей в 30-х годах – вот так тесно переплелась наша общая с немцами история. Мы, как можем, ухаживаем за немецкими могилами, но от них уже остались лишь холмики, заросшие травой. Скоро и я лягу там же, – говорит пенсионерка.


У Анны Дмитриевны шестеро детей, семеро внуков и десять правнуков. Дочь Антонина в 1992 году вернулась из Сибири, где работала несколько лет, и теперь живет в родительском доме, ее брат Федор – в соседнем Ольховом Логу. В годы СССР районные власти решили было переименовать Фриденфельд в Нововоронец – при том, что хутор Воронец находится совсем рядом. Но хуторяне выступили категорически против этой затеи, и Фриденфельд не покорился чиновничьей глупости.

– Перед войной в 1940 году моей маме, которая тогда была девчонкой, прямо на краю хутора было видение Пресвятой Богородицы, – рассказывает Антонина Колесникова. – Она увидела женщину, которая шла прямо на нее по воде. А несколько лет назад наша землячка, давно жившая в Москве, Лидия Панкова решила поставить на этом месте часовенку. Лидия умерла в 2015 году, но ее сыновья уже завезли стройматериалы и нынешним летом собираются начать строительство, уже есть проект. Часовня и будет памятником всем нашим хуторянам – мертвым и живым.


Посылки в Сибирь


Фриденфельд начал умирать еще в 70-х, когда закрыли клуб, школу, медпункт, а люди стали уезжать из этих мест.

Мать и дочь Колесниковы живут в домике, построенном 35 лет назад. У них привозной газ в баллонах, магазин в Ольховом Логу, до которого полтора километра, 40 соток огорода, шесть овец, тридцать кур и десять уток. Колесниковы стригут овец и делают кизяк из овечьего навоза и соломы для топки печей зимой.

Анна Дмитриевна по причине преклонного возраста из дома почти не выходит, потому все хозяйство лежит на плечах ее детей – Антонины и Федора, который иногда приезжает помочь сестре из соседнего Ольхова Лога.


Брат с сестрой поймали овцу Белку, связали ей ноги, чтоб не брыкалась, и взяли в руки специальные овечьи ножницы, которым больше 70 лет. Сначала овца волнуется, но потом успокаивается.

– Овец надо стричь дважды в год – весной и осенью, иначе шерсть хуже будет, – объясняет Федор. – С одной овцы в среднем можно настричь 2,5 килограмма, из них получится 5-7 пар носок. После стрижки шерсть сушат, чешут и прядут. Овечья идет на носки, валенки и рукавицы, а козья – на платки. Мы своим немцам в Сибирь часто носки в подарок посылали.


После короткого отдыха брат с сестрой начинают топтать кизяки, по размеру напоминающие кирпичи длиной 40 и шириной 25 сантиметров, и такой же высоты. Десяти таких кизяков зимой хватает на сутки, чтобы протопить печь в доме. Уголь дороговат, а сырье для кизяков, благодаря постоянно жующим овцам, всегда под рукой. Овечий навоз смешивается в специальной ванночке с соломой, все это перемешивается (чаще – топчется ногами) и выкладывается в специальные формочки. Потом кизяки высыхают и складируются до зимы в сарае.

Дальше – тишина

– Мы до сих пор ждем на нашей общей земле потомков тех немцев, которые жили здесь вместе с нашими отцами-дедами до войны, – говорит Антонина. – Конечно, это только мечты, и лет через двадцать Фриденфельд точно опустеет.

Словно в подтверждение слов Антонины другая семья, хуторяне Скляровы – 57-летний Николай и 52-летняя Лидия – живут в доме, стоящем перед указателем названия хутора. Усадьба Скляровых находится уже за пределами Фриденфельда.

– Хотя мы здесь живем уже давно, все равно собираемся уезжать, – объясняет Лидия. – Либо в Ольхов Лог, либо – куда подальше, в Лиски или Острогожск. Живем, считай, на чемоданах, подыскиваем дом, покупку которого потянем по деньгам. Наши дети в Воронеже, нас с мужем тут особо ничего не держит, а главное – газ к нам так и не провели из-за неперспективности хутора, хотя еще недавно обещали.
А Колесниковы из Фриденфельда точно не уедут – и не потому, что некуда. Просто корни, которые держат их здесь, настолько крепки и глубоки, что вырвать их не получится никогда.

РИА «Воронеж» текст — Леонид Шифрин. Фото — Андрей Архипов

Рейтинг поста:  +37 Не понравилось Понравилось
ольга буркина
Садовод 6 уровня
Калач
10 января 2017 года
483




Комментарии:

Написать комментарий

Резекне
10 января 2017 года
+3  
Ох, Олюшка, до чего ж знакомая картина описана. Мы. например, живем , считай, почти в центре Европы, а ситуация с хуторами такая же, что и на ваших воронежских просторах. Старики умирают. молодежь сельская уехала в Англию работать и жить, наверное, навсегда.Земли пустующие скупают шведы. А сколько наших лучших крестьян вывезли после войны в Сибирь! Кто-то там и остался, кто-то вернулся, но гнезда-то родовые разорили...

ольга буркина (автор поста)
Калач
10 января 2017 года
+3  
Полина, я родилась и выросла в деревне Поэтому так болезненно всё воспринимаю. Ведь нам хорошо жилось

Резекне
10 января 2017 года
+2  
Как будто я не деревенская...такая же...

Армавир
10 января 2017 года
+2  
Больно читать, горько на душе от того, что прерывается связь поколений. Я хоть и выросла в поселке городского типа, но жила с родителями и братьями с сестрой в собственном доме с садом и огородом. Было у нас и свое хозяйство из кроликов, курочек, двух коров. Потом жизнь забросила меня в город. Сейчас у меня снова свой дом, живу в селе с мужем, дочерью и тремя внуками. Ставлю себя на место героев этого рассказа и становится не по себе. Одно радует - старший внук (11 лет) не хочет отсюда уезжать, очень нравится ему здесь.

Павлоград
10 января 2017 года
+1  
Хоть я и прожила всю сознательную жизнь в городе, но жизнь в деревне мне знакома, ездила к родне в Ясную Поляну, да и не только туда... Таким чистым воздухом,как там, я нигде не дышала... А какая природа..... Наши парки в подметки не годятся...

Будённовск
10 января 2017 года
+1  
Живая история!
Очень интересно читать о жизни простого народа, какие переплёты судьбы, сколько судеб покалеченых...читала и думала о своей малой Родине...

10 января 2017 года
+2  
Да, сколько таких историй о вымирающих деревнях. Люди уезжают от того,что нет работы, из-за отсутствия инфраструктуры.

Рязань
10 января 2017 года
+2  
Оля, история грустная, но есть в ней какая-то чистота и просветленность...Спасибо тебе! Жалко хутор, а ведь когда-то крепко на земле стоял.

Saint Petersburg
10 января 2017 года
+3  
Эта болезнь всей России. В Костромской ( у меня папины корни от туда) сколько замечательных деревень опустело и их перепахали. Печально. У нас в Ленинградской области масса заброшенных хуторов, у нас старые финские. А сколько пустует полей. Пока на дачу еду насмотрюсь. Около нашего садоводства фермерство пытается возродится, но полей много пустуют.
Электроэнергию подключить деньги не малые. Рядом газопровод "Северный поток". Садоводств много, но маленькую ветку трубопровода в нашу сторону не кто не бросал- дорого. Просто кому бублик, а кому дырка от бублика.

ольга буркина (автор поста)
Калач
10 января 2017 года
+3  
Я-это моя мысль пишет:
Просто кому бублик, а кому дырка от бублика.
конечно печально. Мне жаль деревни и сёла,ведь когда то в них шла размеренная жизнь Люди были добрее............

Saint Petersburg
11 января 2017 года
+2  
Люди были не только добрее. если бы благи цивилизации доходили везде- хуторки и отдаленные деревни жили и жили.

ольга буркина (автор поста)
Калач
11 января 2017 года
+3  
Я-это моя мысль пишет:
если бы благи цивилизации доходили везде- хуторки и отдаленные деревни жили и жили.
вот именно разрушать проще,чем созидать.И молодёжь то рвётся в город. А что город-без деревни.? Чем питается?Уже забыли вкус домашнего молока и творога. Про мясо вообще молчу....

Saint Petersburg
11 января 2017 года
+3  
И продавать наше достояние за границу выгоднее, чем подводить его к нам и давать нам пользоваться.

Саратов
10 января 2017 года
+3  
Спасибо вам, так тепло, с любовью, горечью написано, как жалко!

ольга буркина (автор поста)
Калач
10 января 2017 года
+2  
kanevtv пишет:
с любовью, горечью написано
Таня,так и есть

Железногорск
10 января 2017 года
+2  
Пока читала, слёзы навернулись. Сама я городская-городская, только сейчас осознавшая, что такое быть "на земле". Я уже говорила, Оленька, мне кажется, что люди сейчас стараются вернуться к земле поближе. Сколько с мужем объездили - ну не сравнить то, что раньше было и сейчас! Поля ухоженные, засеянные. Хочется, чтобы деревни возрождались! Так хочется!

ольга буркина (автор поста)
Калач
11 января 2017 года
+3  
leonin67 пишет:
Сама я городская-городская, только сейчас осознавшая, что такое быть "на земле"
Ведь в своём доме жить-свои плюсы Огород,живность,свежий воздух. Лепота

Железногорск
12 января 2017 года
+2  
Меня сейчас в квартиру не загонишь Пусть хоть 30 кв.м., но домик

ольга буркина (автор поста)
Калач
12 января 2017 года
+3  
leonin67 пишет:
Пусть хоть 30 кв.м., но домик
засосало болото

Рязань
12 января 2017 года
+1  
У меня младший сын мечтает о доме, даже направление уже выбрал, но понимает, что пока не под силу. Думаю, что с его целеустремленностью, своего добьется! Правда, неизвестно, доживу ли я до этого

ольга буркина (автор поста)
Калач
12 января 2017 года
+2  
Шлыкова Елена пишет:
доживу ли я до этого
прочь грустные мысли

Рязань
12 января 2017 года
+2  
Да, это я так,.. в философской плане...

ольга буркина (автор поста)
Калач
12 января 2017 года
+2  
Шлыкова Елена пишет:
в философской плане.
тогда можно

Железногорск
12 января 2017 года
+2  
ольга буркина пишет:
засосало болото
У Муравьёвой было "мещанское болото"

ольга буркина (автор поста)
Калач
12 января 2017 года
+3  
leonin67 пишет:
мещанское болото"
ошиблась я маленько

Железногорск
13 января 2017 года
+1  
Но засосало - факт!

Москва
11 января 2017 года
+3  
Да, грустно Тем более, что жизнь в городах сейчас нестабильная. Цены на коммуналку и муниципальный транспорт растут такими бешеными темпами, что скоро только на эти 2 статьи расхода и будешь работать.
А для комфортной жизни в деревне сейчас, если вдуматься, гораздо больше условий, чем лет 30 назад.
Появились стройматериалы, инструмент... Сейчас даже вспомнить смешно: бетонное кольцо для колодца или дачного туалета невозможно было купить. Пиломатериалы и кирпич - строго по записи, на несколько лет вперёд очередь. Мебель, бытовая техника - всё было проблемой (вернее, просто ничего не было в магазинах).
Родственница рассказывала, как крышу в деревне чинили: рогожу пропитывали масляной краской и стелили поверх дырявого шифера (Тамбовская область, Мичуринский район). Так ещё и масляная краска с рогожей не всегда были в продаже
Сейчас главное в частном доме - газ подвести. Воду свою можно иметь, электричество от солнечных батарей получать. Дороговаты солнечные батареи, но если строить хотя бы на 2 поколения дом, то окупятся: ведь стоимость электроэнергии растёт очень быстро. Я за прошлый год в московской 2 комнатной квартире потратила только на электричество больше 6000 рублей. Так у нас и потребление - всего ничего, ни электрочайника, ни микроволновки. Семья из 3-4 человек потребляет гораздо больше платит.

ольга буркина (автор поста)
Калач
11 января 2017 года
+3  
Лена, в деревне тоже коммунальные расходы приличные. У нас свой дом с газом,центральным водоснабжением,большим огородом и двумя скважинами (вода)Платежи приличные Но всё равно жить с селе-здорово Работа у нас в 15 минутах ходьбы от дома. Живём в сосновом массиве

Москва
11 января 2017 года
+2  
Вы молодцы, правильно устроили свою жизнь

Саратов
11 января 2017 года
+3  
Я по-настоящему отдыхаю и живу только на даче, там даже усталость совсем другая, проходит быстро, силы возвращаются, дышать и жить хочется полной грудью. В деревне прожила три года, отрабатывала по распределению учителем. НИЧУТЬ не жалею об этих годах, друзья до сих пор с тех времен остались, дружим. С учениками тоже перезваниваемся. С девчонками работали и на свинокомплексе и на ферме. Хотя туалет на улице был, а потом и его снесли, пользовалась старым заброшенным хлевом, топили печку. И хорошо было!!! С благодарностью вспоминаю это время. Плохого вообще не помню ничего!

ольга буркина (автор поста)
Калач
11 января 2017 года
+2  
Таня,ведьтак и было
kanevtv пишет:
Плохого вообще не помню ничего!
Так ведь всё было стабильно
kanevtv пишет:
В деревне прожила три года, отрабатывала по распределению учителем. НИЧУТЬ не жалею об этих годах, друзья до сих пор с тех времен остались, дружим. С учениками тоже перезваниваемся.
Спасибо за комментарий


Оставить свой комментарий

B i "
Отправить